01 Января 1970
В случае недовольства Заказчика по поводу ненадлежащего выполнения обязательств согласно контракту в части предоставления туристических услуг, иногда трудно выяснить, кто должен нести ответственность перед клиентом – турагентство или туроператор. Поэтому ответственность туроператора перед туристом имеет четкое разграничение с ответственностью турагентства. На законодательном уровне это выглядит следующим образом – туроператор в случае допущенных нарушений отвечает перед Заказчиком полностью, а турагент - лишь в пределах агентского вознаграждения и только, когда контракт заключается от имени самого Заказчика.
Ответственность туроператора и турагента – одно и то же для заурядного туриста, поэтому он может предъявить претензии, как к одной, так и к другой стороне, не разбираясь, кто в действительности виноват в той или иной ситуации. После того, как будут возмещены туристы все потери, туроператор и турагентство имеют полное право поднять вопрос о взыскании этой суммы друг с друга после разбирательства в истинной причине нарушения договора.
Так, например, если были изменены условия проживания туриста, то вина возлагается на туроператора. И если возмещение вреда было осуществлено турагентством, то в дальнейшем туроператор обязан возместить данную сумму турагентству. Здесь также немаловажную роль играет заключенный между туроператором и турагентом договор, в пунктах которого могут быть прописаны нюансы, такие как смена места проживания туриста. Если договором предусмотрена возможность смены отеля со стороны туроператора, то данная ситуация будет неправомерной только по отношению к туристу, но не к турагенту. Но так как туроператор вступает в отношения с турагентом именно для качественного предоставления туристических продуктов и услуг, а также для удовлетворения потребностей клиента, то вопросы, возникающие вследствие нарушения обязательств перед туристом, должны решаться на уровне «туроператор – турагент».
В случае если турист, к примеру, не был проинформирован в необходимости получения визы в страну пребывания, то ответственность за данное нарушение возлагается на турагента, так как информирование туриста в подобных вопросах – это задача сотрудника турагентства. И, следовательно, туроператор, возместивший туристу убытки, будет вправе взыскать с турагента сумму выплаченного ущерба.
Остальные ситуации возникновения претензий со стороны туриста решаются аналогично, все зависит лишь от того, кто несет ответственность за ненадлежащее исполнение той или иной обязанности согласно закона или договора, туроператор или агент. Возможен случай, когда обязательство не было выполнено обеими сторонами, тогда ответственность несут и туроператор и турагент, а разрешение вопроса будет основываться по правилу обоюдной вины, и соотношение размеров возмещения убытков будет зависеть от того, насколько каждая из сторон нарушила условия договора по предоставлению услуг.